Еще одна правдивая история про разбойника Алима

Павел Коньков
Павел Коньков

В библиотеке издательства «Таврия» был у меня укромный уголок: позади стеллажей стоял квадратный, обшарпанный, довоенный еще стол. За этим столом, под крепкий чай, я разговаривал со своими авторами, и заглянувшими в гости краеведами, на самые интересные темы.

Частенько нам составляла компанию  библиотечная мышка, которая устраивалась на полке за моим плечом и внимательно слушала.

Вот одна из таких историй. Рассказывал Борис Павлович Чупиков, а я пересказываю с его слов — как запомнил — косвенно-прямой речью.

 

Произошло это то ли в конце 1970-х, то ли в начале 1980-х, — хоть и на моей памяти, но не помню точную дату, когда открыли знаменитый симферопольский детский сад «Алые паруса».

Ночь перед сдачей объекта. Как всегда — сам объект готов, но территория вокруг … ну, кто жил в СССР — сами понимаете, остальные — извините, объяснять долго. Нагнали технику и стали бульдозером равнять площадку, прокладывать дорожку, по которой высокая комиссия от проспекта Кирова пойдет к парадному входу разрезать ленточку.

Так всегда бывает во всех рассказах — вдруг — именно вдруг, бульдозер проваливается под землю. Крики, мат, и … все замерли: горящие фары бульдозера высветили кирпичный свод уходящего в темноту под проспект туннеля.

Сюда бы историков, археологов, краеведов, наконец. Но не до этого: скоро утро, прибудет высокое начальство, а тут глубоченная яма на самом видном месте! Короче, как-то злополучный бульдозер вытащили, яму засыпали, для верности пару камазов мусора туда же свалили. Дорожку для высокого начальства сделали вовремя.

 

А теперь вторая часть этой правдивой истории, и произошла она лет на сто раньше первой.

Якобы хранится в ГАРК дело «О поимке на симферопольском базаре разбойника Алима». Начинается дело донесением осведомителя: на симферопольском базаре видели раненого Алима. Базар находился (поясняю для тех, кто не знает) на территории нынешнего парка Тренева.

Следующий интересный документ — рапорт руководителя операции по поимке. Весь базар, включая прилегающие улицы был оцеплен. По одному выводили всех, кто находился
внутри оцепления, обыскивали лавки и примыкающие к базару дома. Алима не нашли.

Заканчивается рапорт замечательными словами: «наверное, ушел подземным ходом».

 

На том месте, где провалился бульдозер, с давних времен стояли дома, быт которых был тесно связан с базаром. Дома строились, к ним пристраивали времянки, потом
их частично или полностью сносили и строили новые. При этом конечно рыли и подвалы для хранения товаров. Эти подвалы, составляли, надо думать, целый лабиринт, и соединялись с карстовыми каналами, которых немало под городом. А
ход, открывшийся при провале бульдозера, был тем, которым ушел от облавы Алим.

 

И произошло это примерно там, где теперь стоит скульптура «Мальчик на шаре».