Существовала когда-то культурная деятельность Товарищества передвижных художественных выставок, и эта деятельность непосредственно связана с картинами, мимо которых мы теперь равнодушно или нет проходим в музеях, автоматически вспоминая знакомое имя художника.
- Историю замысла
- Историю создания
- Историю продлённости существования
- Историю открытия в новом культурном контексте, наложенном на контекст культуры 19 в.
Лариса Лысова: А беседка-то Царская, оказывается, сначала, располагалась на выдающемся в море причале, так, что ли? И выглядела, на мой взгляд, более по-царски, чем позднее, находясь уже непосредственно на молу
24 июня
Павел Коньков: Та, что на картине — кажется деревянная. В «русском стиле». На молу — уже более соответствует новым веяниям.
24 июня
Лариса Лысова: К сожалению… А мб Мясоедов, в своих традициях, просто «сделал» ее деревянной?
24 июня
Tatiana Kostiukhina: Какой-то Васнецовский терем-теремок!
24 июня
Лариса Лысова: Похоже, беседка и впрямь, вначале была такой как изображено у Мясоедова… Академик Г. Г. Мясоедов жил в Ялте, в доме-даче жены — Е. М. Кравцовой (Мясоедовой), на Аутской улице, 2, выходившем фасадом на набережную. (позднее дом был перестроен в стиле модерн, в советские годы в нем размещались аптека N 97 и Ялтинский терсовет по управлению профсоюзов).
29 июня
Лариса Лысова: Хотя, если берем за дату строительство мола в 1890-91 гг. … то там — беседка уже новая, а картина Мясоедова тоже датируется 1890-м. И беседка здесь — старая. УЖасть! Как понять?
30 июня
Павел Коньков: Надо искать параллели
30 июня
Лидия Жукова: Мол начали строить в еще в 1889 году. До этого баркасы и лодки подходили к деревянной пристани, которая стояла на якорях. Обратите внимание, на картине хорошо определяются гостиница «Россия», дома Врангеля, Мясоедовой.
30 июня
Лариса Лысова: Думается мне, что Мясоедов датировал свою картину 1890-м годом, написав ее ранее, и видя перед собой именно деревянную беседку на деревянной же пристани, «которая стояла на якорях».
30 июня
Марина Забродская: Г.Г.Мясоедов (1834–1911) «Ялтинский порт». Скорее всего написана в 1881 году, когда была написана картина «Скалы Гурзуфа».
Чтобы разгадать ее, прежде всего надо ответить на следующие вопросы:
1) Что видит на картине наш современник?
2) Что видели на этом месте в Ялте Г. Г. Мясоедов и его современники?
3) Что знают и думают о картине специалисты: искусствоведы — исследователи творчества Г. Г. Мясоедова?
Сразу же возникает еще множество вопросов:
— беседка стояла на недавно выстроенном молу?
— беседка стояла на старой пристани?
— где находилась старая пристань?
— когда была построена старая пристань?
— была ли на пристани беседка?
— была ли беседка именно такой, как ее изобразил Г. Г. Мясоедов?
— насколько художник был достоверен в деталях?
— называлась ли беседка “Царской”?
— “Царскими” называли только беседки в порту, или были и другие?
— кто и когда впервые упомянул термин “Царская беседка”?
Каждый из этих вопросов порождает массу дополнительных задач, которые в свою очередь ставят новые проблемы. И цепная реакция множащихся вопросов обнажает нашу неосведомленность в простых, казалось бы, вещах.
Ответы на основные поставленные вопросы надо начинать разрабатывать параллельно, ибо практика показывает, что каждый исследовательский процесс продвигается медленно и неравномерно. В первую очередь следует обратиться за помощью к профессионалам — сотрудникам музеев, искусствоведам.
Прежде всего, конечно, отправлен запрос по месту нахождения картины.
Владимиро-Суздальский< музей-заповедник
2014-11-11
E-mail: museum@vladmuseum.ru
Картина Г. Г. Мясоедова «Причал в Ялте»
Здравствуйте!
В Владимиро-Суздальском музее-заповеднике находится картина Г. Г. Мясоедова «Причал в Ялте». 1890 г. Датировка, скорее всего, относится ко времени окончания картины, известно о пребывании Г. Г. Мясоедова в Ялте в 1881 г. Группу крымских исследователей, в которую вхожу и я, интересует сооружение в центре картины — это — так называемая «Царская беседка». Здесь к причалу швартовались суда, перевозившие царскую семью из Одессы. К беседке подавались экипажи, и после церемонии встречи царский кортеж направлялся в Ливадию.
Однако ни на одной известной нам картине, изображающей Ялту в 1880-е годы, нам не удалось увидеть аналогов. На фотографиях более позднего времени беседка каменная и совершенно иной архитектуры. Возникает вопрос: была ли вообще такая беседка, или это вымысел Г. Г. Мясоедова?
Мы надеемся получить от специалистов заповедника ответ на следующие вопросы:
1) Проводил ли кто-либо исследования по истории создания этой картины?
2) Где можно ознакомиться с итогами исследований?
3) Известны ли подготовительные материалы к картине (рисунки, эскизы)?
Ответ к моменту написания статьи не пришел. Неизвестно даже, получен ли запрос сотрудниками музея.
Аналогичный запрос отправлен в Академию художеств в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургскиий государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина). Дело в том, что библиографический отдел библиотеки института обладает замечательным информационным ресурсом. В 1977 г., будучи студентом библиотечного факультета Ленинградского Института культуры, автор побывал там на экскурсии, и до сих пор помнит гигантскую картотеку, содержащую описание всех предметов, изображенных на картинах русских художников. Если ялтинскую пристань писали другие художники, это отражено в картотеке, и можно сравнить аналогичные картины с картиной Г. Г. Мясоедова.
Но ответа нет до сих пор.
Следующее письмо отправилось в Москву, в Государственную Третьяковскую галерею — авторитетный центр исследования русской живописи. Письмо адресовано не совсем по адресу, но автор надеялся на помощь.
Пресновой Наталье Григорьевне
2014-11-11
presnova@mail.ru
Картина Г. Г. Мясоедова «Причал в Ялте»
Здравствуйте, Наталья Григорьевна!
Знаю, что тема моего вопроса выходит за рамки Ваших научных интересов, но надеюсь, что Вы передадите мое письмо тому, кто может дать ответ.
< … повтор описания проблемы … >
Собственно вопросы:
1) Насколько художник был достоверен в деталях? Не выдумывал ли он их? Например его картина «Смотрины невесты» — полностью выдумана: даже наряды изображенных баб относятся к костюмам разных губерний. Может и роскошная беседка «в русском стиле» — тоже его выдумка?
2) Есть ли подробная монография, посвященная Г. Г. Мясоедову? Серьезная: с упоминанием всех картин, воспоминаниями, дневниками, письмами и т.п., где можно найти ответ на наш вопрос.
3) Известны ли подготовительные материалы к этой картине (рисунки, эскизы)
Очень надеюсь на Ваше содействие
Ответ Н. Г. Пресновой не заставил себя ждать.
Кому: мне
2014-11-11
Presnova
13:46 (0 мин. назад)
Уважаемый Павел Владимирович!
Рада получить от Вас весточку. Я перешлю Ваше письмо Галине Сергеевне Чурак, зав. отделом русской живописи II пол. ХIХ века.
Только что мы с ней поговорили, она согласилась посмотреть и разобраться.
Всего доброго,
Наталья Григорьевна
Вскоре пришло письмо от Г. С. Чурак.
Кому: мне
2014-11-23
fedorgalina@gmail.com
18:49
Уважаемый Павел,
Ваше письмо мне передала Наталья Григорьевна.
О Г. Г. Мясоедове есть монография не очень обширная со списком его работ, выявленных автором на момент написания книги. В списке значится и интересующая Вас картина под названием «Пристань в Ялте». 1890 Х.М. 65 х 79. Местонахождение картины не указано. Оно на тот момент не было известно составителю. Картина экспонировалась на 18-й ТПХВ и воспроизведена в иллюстрированном каталоге этой Передвижной. У меня нет его под руками. Возможно, она датируется на основании экспонирования на выставке, если на ней нет авторской даты.На изображении видна подпись, но даты, судя по всему не имеется.
Литература:
И.Н.Шувалова. Мясоедов.Ленинградское отделение издательства «Искусство». 1971.
Мясоедов Григорий Григорьевич. Письма, документы, воспоминания.//Вступ.статья Л.М.Тарасова. М.,1972.
Что касается художественных фантазий Г. Г.Мясоедова, то он как крепкий реалист был привержен< к реалиям видимым им. Утверждать, что изображенная беседка его фантазийное изобретение нет оснований. Что касается рисунков в фонде галереи — с этим вопросом мне нужно обратиться к своим коллегам отдела графики. Возможно, я смогу это сделать в понедельник-вторник.
С пожеланием успехов,
Галина Сергеевна Чурак
Зав. отделом живописи второй половины XIX-начала ХХ в.
Из писем, в описании стоящей перед исследователем проблемы, видно — что даже сама проблема сформулирована с ошибками. Но таков был на тот момент уровень информированности автора. Постепенно все факты обретут четкость.
Итак, специалист из Третьяковской галереи считает, что Г. Г. Мясоедов — «крепкий реалист», значит нет оснований сомневаться, что такая беседка была. Ответ искусствоведа вообще произвел странное впечатление. В сущности, он не содержит информации, которой нельзя было бы найти в интернет. Даже две книги, которые рекомендованы к прочтению, присутствуют во всех биографических статьях.
В Русский музей (СПб) даже запрос не имело смысла посылать, так как на сайте музея прямо сказано: «К сожалению, у нас нет возможности отвечать на все вопросы, связанные с историей русского искусства. Государственный Русский музей оставляет за собой право решения о целесообразности ответа в каждом конкретном случае». Увы, таково отношение больших музеев к нам — провинциалам. Нашей информацией пользуются охотно, но с нами делиться информацией не хотят.
Пока тянется переписка с музеями, изучаем литературу о жизни и творчестве Г. Г. Мясоедова.
К сожалению, Г. Г. Мясоедов не оставил мемуаров, не вел дневника, его личного фонда документов нет ни в одном отечественном архиве. Исследователям его биографии и творчества пришлось по крохам собирать информацию, чтобы выстроить целостную картину его творческого пути. Художник не хранил полученных писем. Немногочисленные письма, написанные им, распылены между восемью архивами, в личных фондах его корреспондентов. Наконец, те немногие бумаги, что остались после смерти художника, были уничтожены в 1919 г. его сыном, навсегда покидавшим Россию [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 4].
Как известно ялтинским краеведам, жена художника имела недвижимость в Ялте и принимала активное участие в музыкальной жизни города. Но оказалось, что Г. Г. Мясоедов был более тесно связан с Ялтой, чем представлялось ранее.
Первичный фактический материал о пребывании Г. Г. Мясоедова в Ялте получен из монографии И. Н. Шуваловой [Шувалова И. Н., 1971] и сборника документов и материалов к биографии художника [Мясоедов Г. Г., 1972]. Добыть эти книги оказалось непросто, и на первый взгляд казалось, что пользы от них мало.
О картине, которая нас интересует, в монографии И. Н. Шуваловой не сказано ни слова. Автор представил шаблонный для искусствоведения 1970-х гг. образ< художника-гражданина, выразителя народных интересов [Шувалова И. Н., 1971: с. 115], уделяя максимум внимания произведениям, созвучным тогдашней идеологии.
Тем не менее, при более внимательном изучении монографии удалось выявить, что Г. Г. Мясоедов еще в 1860-х, начале 1870-х бывал на Южном берегу и делал пейзажные зарисовки.
Мясоедов не был пейзажистом по призванию. И хотя он любил и чувствовал природу, о чем говорят его этюды, но создание полноценных обобщенных художественных образов, пейзажей-картин ему обычно не удавалось.
<…>
Наряду с этюдами Мясоедов создает и пейзажные картины, посвященные преимущественно Крыму. Однако они не только уступают этюдам, но являются в некоторой степени их противоположностью. Почти все они страдают нарочитостью и какой-то внутренней холодностью. Даже более или менее удачные из них не выходят из круга ординарных работ [Шувалова И. Н., 1971: с. 82].
В письме П. А. Брюллову от 10.12.1882 упоминается пейзаж, который атрибутирован публикаторами как “Скалы Гурзуфа”:
Теперь я пишу пейзаж, опять море при высоком лунном освещении со скалами на переднем плане [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 95].
Но картина с таким названием написана в 1885 и представлена на выставке в 1886 г. [Шувалова И. Н., 1971: с. 128; Мясоедов Г. Г., 1972: с. 277]. Видимо в письме речь идет о картине “На берегу моря. Гурзуф” [Шувалова И. Н., 1971: с. 107].
Г. Г. Мясоедов и сам признавал, что пейзажи не являются сильной стороной его творчества. В письме А. А. Киселеву от 25.01.1886 он писал:
Я пишу четыре пейзажа <…> и кажется, этим делом занимаюсь вплотную последний год. Начинаю уставать отчасти, а отчасти и разочаровывает то впечатление, которое выношу из природы. Передать я не в силах, а работать формы ради (которой блистать мне не дано) неохота. Для бытовых же картин я считаю себя достаточно опытным в пейзаже, и фоны писать могу без стеснения, и вот к этому-то и перейду. Один пейзаж — Карс с темными тучами с просветом солнца многим нравится — есть любители. Сам же я не ахти как доволен: воспоминание делает картине невыгодный репусуар (фон — ПК). Вторая — скалы и море же с прозрачным дном при полуд[енном] солнце характер имеет этюда (возможно — “Скалы Гурзуфа” выставленные на 14 выставке в 1886 г. — ПК). Третья — поля ржи по заходе солнца, начал, думал вызвать то, что дразнило меня в воображении, но до сих пор одна скука, около рта текет, а в рот-то и не попадает, и выходит пшик. Не знаю, что далее будет. Третий (так в оригинале — ПК) — поздние сумерки, закат гаснет, на берег надвинулись тучи, и сеет с гор дождь. Первый план занят кипящим буруном, за скалами сверкает молонья — трррр-пртр и далее . В описании гораздо лучше, чем на холсте, а из всего вышеписанного и следует, что лучше маленький деревянный домик и пр[очее].
А вот Айвазовский, посмотришь, и прав. Красота, красота, красота и палитры и мазка, а все эти потуги собаке под хвост [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 98-99].
С 1900-х осень и зиму Г. Г. Мясоедов почти каждый год проводил в Ялте.
В холодные зимние дни в Ялте, когда дул пронизывающий ветер и на море вздымались штормовые волны, нередко где-нибудь у берега или на молу можно было увидеть высокую худощавую фигуру Мясоедова в широкополой шляпе и плаще. Несмотря на стужу, он делал зарисовки или писал этюды [Шувалова И. Н., 1971: 108-109].
В сборнике документов и мемуаров о художнике опубликовано 142 его письма, некоторые из них написаны из Ялты, в некоторых упоминаются поездки в Ялту. К сожалению, интересующая нас картина ни разу не названа, хотя о других картинах, над которыми работал в Ялте Г. Г. Мясоедов, есть упоминания, и даже описания.
“Мы мечтали о Крыме”,— писал он в письме П. А. Брюллову [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 96],— и в 1877 г. его супруга, Е. М. Мясоедова, приобрела часть имения Д. Г. Голицына, где построила дачу [Вилла “Елена”]. Она была расположена очень удачно, на Набережной. Дача была популярна, рекомендовалась путеводителем Головкинского:
На набережной меблированные комнаты сдаются на дачах: Мясоедовой (угол Ауткинской) [Головкинский Н., 1894: с. 347].
В одном из писем 1908 г. Г. Г. Мясоедов приводит принятый тогда адрес: “Ялта, Набережная, дача Кривцовой (быв. Мясоедовой)” [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 151].
Из писем художника становится понятно также, что после смерти Е. М. Мясоедовой (1907), владелицей дачи стала Анастасия Ивановна Кривцова (1850-1940) — жена брата Е. М. Мясоедовой — Александра Михайловича [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 151].
Как и на большинстве южнобережных дач, в отсутствие хозяев здесь сдавали внаем комнаты для отдыхающих. При даче была мастерская художника, где он работал [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 157], а в сезон там также поселялись отдыхающие, и художнику приходилось подстраиваться под соображения доходности дома [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 150].
Из письма П. А. Брюллову осенью 1899 г. мы узнаем, что художник занимал комнаты на втором этаже дачи:
Сижу в Ялте, у себя наверху и наслаждаюсь тишиной и одиночеством и в природе и в душе, а это очень хорошо и очень хорошо работается [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 138].
Из письма А. А. Киселеву мы узнаем, что именно в Ялте Г. Г. Мясоедов дорабатывал окончательный эскиз картины “Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует Пушкину” [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 144].
В январе 1906 г. он пишет А. А. Киселеву, что написать задуманную картину “Мицкевич…” в Ялте невозможно, а на 34 выставку присылает несколько этюдов, в том числе «Берег Ялты» и «Фонтан в Гурзуфе» [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 145, 293].
В письмах 1908 г. иногда встречаются зарисовки ялтинского быта:
Я уже в Ялте, здесь холод, снег на горах, грязь на улицах и пустота, не очень весело [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 150].
Сижу в Ялте, приехал в скверную погоду [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 151].
Сейчас зазвонят, наступает святая пасха <…> в Ялте еще не тепло. Народу много, даже затевают какие-то процессии по улицам, что-то вроде карнавала [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 156].
К сожалению, публикаторы удалили часть текста из писем: подробности ялтинской повседневности им показались излишними.
Исследование биографии художника подарило нам несколько интересных штрихов, но никак не прояснило историю картины “Пристань в Ялте”. Следовательно, будем искать параллели — изображения ялтинской пристани на картинах, рисунках и фотографиях, рассматривать планы Набережной Ялты, читать путеводители, мемуары, путевые записки.
В процессе исследования накопилось множество фактических данных. Некоторые неожиданно вступали в противоречие с новыми фактами, либо совершенно опровергались последующими наблюдениями.
Впрочем, все по порядку. Нет, по порядку не получится: не удастся восстановить последовательность исследовательских событий. Поэтому разделим поток обрушившейся на автора информации на несколько самостоятельных линий.
Рассмотрим упоминания о пристани и беседке на ней в путеводителях и описаниях путешественников.
В многочисленных литературных источниках, описывающих Ялту с 1861 (т.к. с этого года начинается регулярное пребывание императорской семьи в Ливадии и других имениях царской семьи) по 1890 г. (этим годом датирована картина), если и упоминается пристань, редко встречается упоминание беседки на ней, даже если автор описания прибыл в Ялту морем. Удалось найти упоминания о ней только в двух источниках.
Полоса земли, занимаемая Южным берегом, представляет ту особенность, что вдоль её нет ни одной совершенно удобной пристани <…> Пристани, или собственно доступные только бухты, по Южному берегу, известные как в древности, так и ныне: Ласпи, между мысами Айя и Сарычем, Ялта, Урзуф, Партенит, Кучук-Ламбат и Алушта, суть только места, возможные для стоянки судов, но открытые ветрам, и потому вовсе не безопасные [Путеводители МВД, 1861: с. 5 (283)].
В городе, между полицейскими лицами, началось движение, беготня, и на берегу у лодочной пристани мы заметили сборище. Ожидали приезда Великого Князя Михаила Николаевича,— о чем было известно по телеграфу; причем велено было приготовить комнаты в гостинице Галахова для великокняжеской свиты. <…> На другой день, 2 августа, мы увидели пристань, украшенную цветами,— что конечно днем было заметнее, а на городских зданиях приготовленные шкалики и плошки [Жуков Н., 1865: с. 60].
Прибывающие в Ялту пароходы всегда встречаются ялтинскою публикою у пристани, которая к этому времени делается сборищем всего местного элегантного общества [Вебер Ф. Д., 1886: с. 196].
Длинная дамба пристани, украшенная на конце павильоном, сплошь покрыта любопытной публикой; одни желают взглянуть на приезжих, другие встретить родных и знакомых [Лаврентьева С. И., 1886: с. 23].
На небольшой ялтинской пристани, куда привозит вас шлюпка (раз вы приезжаете морем), всегда ожидают комиссионеры из гостиниц и больших меблированных комнат. Ручной багаж обыкновенно подхватывают агентские носильщики (хамалы), и так как площадка пристани (собственно беседка) очень тесна, то вы иногда теряете из виду своего носильщика. Но здесь никогда ничего не пропадает [Москвич А., 1889: с. 137].
Таким образом, изучение травелогов тоже ничего существенного для решения загадки не принесло.
Параллельно велась обширная работа с иконографическим материалом: подходящими по времени видами Ялты на картинах, гравюрах, рисунках и фотографиях.
Приступая к анализу изобразительного материала, автор по-прежнему исходил из тезиса, что Г. Г. Мясоедов допускал вольности с натурой в картинах. Примеров более чем достаточно:
На знаменитой картине “Косцы” сноп и грабли лежат в левой части переднего плана у несжатого края поля — как они туда попали? В реальной крестьянской жизни некому и незачем укладывать их здесь. Сноп должен лежать позади работающих, на сжатой части поля. Иначе при следующем проходе коса вонзится в грабли. Направо от центральной фигуры косца слишком широкий край несжатого хлеба: у косца не хватит замаха срезать его.
На картине «Смотрины невесты» запечатлен один из якобы важнейших моментов в процессе подготовки к бракосочетанию: “обнаженную невесту придирчиво осматривают ее будущие родственники”. Однако у русских крестьян такой обычай не был принят. А “будущие родственницы”, если присмотреться к их кокошникам и узорам тканей — из разных губерний, что в то время было решительно невозможно. Сюжет картины вымышлен полностью, и подчеркнутый эротизм направлен, скорее всего, на коммерческий успех произведения.
Одна из последних картин художника — “Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует Пушкину” — особенно укрепляет скептицизм. Почти в центре заднего плана, в нише, стоит копия “Венеры Милосской”. Здесь явный анахронизм: статуя была обнаружена в 1820 г. и вывезена в Европу в 1821 г., а в копиях начала распространяться в конце 1830-х гг., уже после смерти изображенного на картине А. С. Пушкина. Само же событие, реконструированное на картине, произошло в 1826 г.
Возможно, изучение подготовительных материалов к картине — рисунков, эскизов — внесло бы ясность: нарисована беседка с натуры, или это фантазия художника. Но, кажется, хранящиеся в полтавском имении картины, рисунки, этюды — постигла та же судьба, что и бумаги: сын Г. Г. Мясоедова распродал все оставшиеся картины и этюды разным лицам, и установить их местонахождение не представляется возможным. 118 картин и эскизов демонстрировались на посмертной выставке Г. Г. Мясоедова в Москве в 1913 г., но дальнейшая судьба этих произведений неизвестна [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 242]. Следовательно, и этот путь — тупиковый.
Ответим на вопрос: что видим мы, люди 21 века, на этой картине? Если внимательно присмотреться к картине “Пристань в Ялте”, и принять во внимание освещение (тени), возможное расположение художника, рисующего картину, положение лодок на переднем, склона холма Дарсан на заднем планах, зданий в левой части картины (гостиница “Россия”), для современного зрителя становится понятно, что на картине изображена старая ялтинская пристань, а не новопостроенный мол.
Изучение фотографий и открыток, представляющих ялтинскую бухту в разные годы, дает нам следующие результаты. Пристань и беседка на ней хорошо видны на нескольких фотографиях И. Г. Ностица конца 1880-х гг., сделанных для альбома «Их Императорским Величествам» (ноябрь 1886 года), хранящегося в архиве ЦГАКФФД Санкт-Петербурга, шифр П 642.
На одной из фотографий беседка видна особенно хорошо.
Но выглядит она совершенно иначе, чем на картине. В то же время положение ее относительно берега и холма Дарсан на заднем плане и гостиницы “Россия” слева — почти точно совпадают с картиной Г. Г. Мясоедова. Следующее фото показывает нам место, где мог стоять художник.
Нет смысла приводить здесь все пересмотренные материалы конца 1880-х гг., везде, где видна беседка, она выглядит так же.
Казалось бы, ни на одном изображении ялтинской бухты не было именно такой беседки. Но перед глазами навязчиво возникала открытка с видом Александровского сквера. Пусть фото более позднего времени, но очень уж похож павильон в левой части на беседку, написанную Г. Г. Мясоедовым.
А Лидия Жукова указала ресурс, откуда можно скачать фото в высоком разрешении. Сомнений почти не осталось: именно такая беседка на ялтинской пристани была!
При внимательном рассмотрении и после некоторых технических ухищрений было уже ясно: Г. Г. Мясоедов нарисовал беседку на пристани с натуры.
Когда оформилось представление — где и что искать, не составило труда найти фотографию с другой стороны бухты.
Учитывая датировку картины — 1890 г. — можно предположить, что беседка стояла на молу — в этом году мол уже строили. Однако на заднем плане картины нет церкви Иоанна Златоуста, которая должна была попасть в поле зрения художника. Значит — на картине — не мол.
Мол и причалы на нем строили с 1889 [Москвич А., 1889: с. 175], по другим источникам с 1888 г. [Калинин Н., Земляниченко М., 2002: с. 98] и завершили в 1890 г. [История Ялты]. Значит была другая пристань, и интересующая нас беседка стояла на этой пристани.
Положение теней на картине указывает на то, что солнце слева от зрителя. В левой части картины — здание гостиницы “Россия”, на что обратила внимание Лидия Жукова. На заднем плане — легко узнаваемый склон холма Дарсан. Горы, гостиница и солнце слева указывают на то, что пристань находилась в северо-восточной части бухты, близ агентства русского общества пароходства и торговли. Фотографии И. Г. Ностица подтверждают такую локализацию.
Александр Гаврелюк указал на источник, за что выражаем ему признательность, где сказано, что пристань была построена в 1879 г. [Вебер Ф. Д., 1886: с. 24]
Беседка была, она упоминается в путеводителе и путевых заметках. Также беседка видна на многочисленных фотографиях ялтинской бухты второй половины 80-х годов 19 века.
Найти фотографию беседки крупным планом пока не удалось, но на нескольких фотографиях начала 1890-х видна беседка очень похожая на ту, что нарисована на картине.
Вопреки мнению искусствоведов известно, что художников-передвижников более интересовал идейный смысл картины, визуальные впечатления, а не историческая точность в деталях. Такие неточности имеются и на картинах Г. Г. Мясоедова. Что касается беседки на обсуждаемой картине — общий архитектурный облик передан реалистично, есть ли отличия в деталях — без аутентичной фотографии крупным планом установить это не представляется возможным.
Беседка на молу известна нам под названием “Царская (Императорская) беседка”. Но относится ли это к беседке на старой пристани? Вопрос этот также обсуждался в группе “Старая Ялта”:
…
Павел Коньков: И что все-таки с термином «Царская беседка»? Устная традиция — одно, а есть ли упоминания в литературе?
Лариса Лысова: Я в литературе не встречала… пока . Бум искать.
Павел Коньков: … Меня интересует беседка на причале, который размещался западнее р. Дерекой, примерно там, где позже был яхт-клуб. Этот причал изображен на картине Мясоедова (см. заставку группы «Старая Ялта»). А вообще вопрос в топике ветки — насколько правилен термин «Царская беседка». Как он употреблялся в устной традиции и в литературе.
В изученной нами литературе (см. список) таких наблюдений не сделано.
В изученных нами источниках такой термин встречается только в одном из путеводителей — применительно к беседке в окрестностях Ореанды на Царской тропе [Москвич А., 1889: с. 184].
Литература
Вебер Ф. Д., 1886
Вебер Ф. Д. Город Ялта с его окрестностями и лечебными средствами:
Климатологический эскиз и путеводитель. — СПб, 1886.
Вилла “Елена”
Вилла “Елена” — роскошный отель в центре нового города // http://qps.ru/GpRzn
Головкинский Н.,
1894
Головкинский Н. Путеводитель по Крыму. — 6-е изд. — Симферополь, 1894. — 552 +
XII с., ил. : 9 л. ил.
Жуков Н., 1865
Жуков Н. Заметки в пути на Южный берег Крыма.- СПб, 1865.- 4+83 с.
Иванова Е., 1889
Иванова Е. Путевые воспоминания о Крыме.- М., 1889.- 42 с.
История Ялты
История Ялты // http://qps.ru/x0FGz
Калинин Н.,
Земляниченко М., 2002
Калинин Н., Земляниченко М. Романовы и Крым: «У всех нас осталась тоска по
Крыму…». — Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. — 320 с. : ил.
Кораблев,
Сиряков, 1855
Крым с Севастополем, Балаклавою и другими его городами.- СПб., 1855.-
2+II+II+192+2 л. : ил.
Лаврентьева С.
И., 1886
Лаврентьева С. И. В Крыму с детьми. — СПб., 1886. — 174 с. : ил.
Ливанов Ф. В., 1875
Ливанов Ф. В. Путеводитель по Крыму с историческим описанием
достопримечательностей Крыма. — М., 1875. — 40 с.
Маршрут, 1870
Маршрут высочайшего путешествия государыни императрицы в Крым 1861 года. —
СПб., 1870. — 20 с.
Москвич А., 1889
Москвич А. Практический путеводитель по Крыму. — 2-е изд. — Ялта, 1889. —
34+280 с.
Мясоедов Г. Г.,
1972
Г. Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания. — М., 1972. — 320 с.
Путеводители МВД,
1861
Путеводители, составленные в центральном статистическом комитете Министерства
внутренних дел. — СПб, 1861. — 366 с.
Шувалова И. Н.,
1971
Шувалова И. Н. Мясоедов. — Л., 1971. — 144 с. : ил.