Загадка Мясоедова

Павел Коньков

Существовала когда-то культурная деятельность Товарищества передвижных художественных выставок, и эта деятельность непосредственно связана с картинами, мимо которых мы теперь равнодушно или нет проходим в музеях, автоматически вспоминая знакомое имя художника.

Время течет, растворяя историю, но остается тот самый предмет. Картина. Но никто уже не помнит — с чем он был связан. Потому что картина была создана в совсем другом контексте и существует сегодня совсем не в том контексте, в каком была написана.
Картина, о которой пойдёт речь — уже вынута из своего времени и существует теперь в совсем ином культурном пласте. Эта картина имеет несколько историй:
  • Историю замысла
  • Историю создания
  • Историю продлённости существования
  • Историю открытия в новом культурном контексте, наложенном на контекст культуры 19 в.
О последней истории — открытии в новом историческом контексте и пойдет речь.
Поводом для этого исследования послужила публикация репродукции картины Г. Г. Мясоедова “Пристань в Ялте” (1890) в группе facebook “Старая Ялта”. 

Как это часто бывает, при внимательном рассмотрении хорошо известной картины, возникли вопросы. В первую очередь — что это за сооружение изображено в центре композиции? Одним оно напомнило часовню на Набережной.

Другие, учитывая датировку картины, подумали, что это ранний вариант царской беседки на молу, который в том году уже строился.

Лариса Лысова: А беседка-то Царская, оказывается, сначала, располагалась на выдающемся в море причале, так, что ли? И выглядела, на мой взгляд, более по-царски, чем позднее, находясь уже непосредственно на молу

24 июня

Павел Коньков: Та, что на картине — кажется деревянная. В «русском стиле». На молу — уже более соответствует новым веяниям.

24 июня

Лариса Лысова: К сожалению… А мб Мясоедов, в своих традициях, просто «сделал» ее деревянной?

24 июня

Tatiana Kostiukhina: Какой-то Васнецовский терем-теремок!

24 июня

Лариса Лысова: Похоже, беседка и впрямь, вначале была такой как изображено у Мясоедова… Академик Г. Г. Мясоедов жил в Ялте, в доме-даче жены — Е. М. Кравцовой (Мясоедовой), на Аутской улице, 2, выходившем фасадом на набережную. (позднее дом был перестроен в стиле модерн, в советские годы в нем размещались аптека N 97 и Ялтинский терсовет по управлению профсоюзов).

29 июня

Лариса Лысова: Хотя, если берем за дату строительство мола в 1890-91 гг. … то там — беседка уже новая, а картина Мясоедова тоже датируется 1890-м. И беседка здесь — старая. УЖасть! Как понять?

30 июня

Павел Коньков: Надо искать параллели

30 июня

Лидия Жукова: Мол начали строить в еще в 1889 году. До этого баркасы и лодки подходили к деревянной пристани, которая стояла на якорях. Обратите внимание, на картине хорошо определяются гостиница «Россия», дома Врангеля, Мясоедовой.

30 июня

Лариса Лысова: Думается мне, что Мясоедов датировал свою картину 1890-м годом, написав ее ранее, и видя перед собой именно деревянную беседку на деревянной же пристани, «которая стояла на якорях».

30 июня

Марина Забродская: Г.Г.Мясоедов (1834–1911) «Ялтинский порт». Скорее всего написана в 1881 году, когда была написана картина «Скалы Гурзуфа».

Перед нами загадка, заданная Г. Г. Мясоедовым: была ли в конце 1880-х — начале 1890-х годов такая беседка на ялтинской пристани?

Чтобы разгадать ее, прежде всего надо ответить на следующие вопросы:

1) Что видит на картине наш современник?

2) Что видели на этом месте в Ялте Г. Г. Мясоедов и его современники?

3) Что знают и думают о картине специалисты: искусствоведы — исследователи творчества Г. Г. Мясоедова?

Сразу же возникает еще множество вопросов:

— беседка стояла на недавно выстроенном молу?

— беседка стояла на старой пристани?

— где находилась старая пристань?

— когда была построена старая пристань?

— была ли на пристани беседка?

— была ли беседка именно такой, как ее изобразил Г. Г. Мясоедов?

— насколько художник был достоверен в деталях?

— называлась ли беседка “Царской”?

— “Царскими” называли только беседки в порту, или были и другие?

— кто и когда впервые упомянул термин “Царская беседка”?

Каждый из этих вопросов порождает массу дополнительных задач, которые в свою очередь ставят новые проблемы. И цепная реакция множащихся вопросов обнажает нашу неосведомленность в простых, казалось бы, вещах.

Ответы на основные поставленные вопросы надо начинать разрабатывать параллельно, ибо практика показывает, что каждый исследовательский процесс продвигается медленно и неравномерно. В первую очередь следует обратиться за помощью к профессионалам — сотрудникам музеев, искусствоведам.

Прежде всего, конечно, отправлен запрос по месту нахождения картины.

Владимиро-Суздальский< музей-заповедник

2014-11-11

E-mail: museum@vladmuseum.ru

Картина Г. Г. Мясоедова «Причал в Ялте»

 

Здравствуйте!

В Владимиро-Суздальском музее-заповеднике находится картина Г. Г. Мясоедова «Причал в Ялте». 1890 г. Датировка, скорее всего, относится ко времени окончания картины, известно о пребывании Г. Г. Мясоедова в Ялте в 1881 г. Группу крымских исследователей, в которую вхожу и я, интересует сооружение в центре картины — это — так называемая «Царская беседка». Здесь к причалу швартовались суда, перевозившие царскую семью из Одессы. К беседке подавались экипажи, и после церемонии встречи царский кортеж направлялся в Ливадию.

Однако ни на одной известной нам картине, изображающей Ялту в 1880-е годы, нам не удалось увидеть аналогов. На фотографиях более позднего времени беседка каменная и совершенно иной архитектуры. Возникает вопрос: была ли вообще такая беседка, или это вымысел Г. Г. Мясоедова?

 

Мы надеемся получить от специалистов заповедника ответ на следующие вопросы:

1) Проводил ли кто-либо исследования по истории создания этой картины?

2) Где можно ознакомиться с итогами исследований?

3) Известны ли подготовительные материалы к картине (рисунки, эскизы)?

Ответ к моменту написания статьи не пришел. Неизвестно даже, получен ли запрос сотрудниками музея.

Аналогичный запрос отправлен в Академию художеств в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургскиий государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина). Дело в том, что библиографический отдел библиотеки института обладает замечательным информационным ресурсом. В 1977 г., будучи студентом библиотечного факультета Ленинградского Института культуры, автор побывал там на экскурсии, и до сих пор помнит гигантскую картотеку, содержащую описание всех предметов, изображенных на картинах русских художников. Если ялтинскую пристань писали другие художники, это отражено в картотеке, и можно сравнить аналогичные картины с картиной Г. Г. Мясоедова.

Но ответа нет до сих пор.

Следующее письмо отправилось в Москву, в Государственную Третьяковскую галерею — авторитетный центр исследования русской живописи. Письмо адресовано не совсем по адресу, но автор надеялся на помощь.

Пресновой Наталье Григорьевне

2014-11-11

presnova@mail.ru

Картина Г. Г. Мясоедова «Причал в Ялте»

 

Здравствуйте, Наталья Григорьевна!

Знаю, что тема моего вопроса выходит за рамки Ваших научных интересов, но надеюсь, что Вы передадите мое письмо тому, кто может дать ответ.

< … повтор описания проблемы … >

 

Собственно вопросы:

1) Насколько художник был достоверен в деталях? Не выдумывал ли он их? Например его картина «Смотрины невесты» — полностью выдумана: даже наряды изображенных баб относятся к костюмам разных губерний. Может и роскошная беседка «в русском стиле» — тоже его выдумка?

2) Есть ли подробная монография, посвященная Г. Г. Мясоедову? Серьезная: с упоминанием всех картин, воспоминаниями, дневниками, письмами и т.п., где можно найти ответ на наш вопрос.

3) Известны ли подготовительные материалы к этой картине (рисунки, эскизы)

 

Очень надеюсь на Ваше содействие

 Ответ Н. Г. Пресновой не заставил себя ждать.

Кому: мне

2014-11-11

Presnova

13:46 (0 мин. назад)

 

Уважаемый Павел Владимирович!

Рада получить от Вас весточку. Я перешлю Ваше письмо Галине Сергеевне Чурак, зав. отделом русской живописи II пол. ХIХ века.

Только что мы с ней поговорили, она согласилась посмотреть и разобраться.

 

Всего доброго,

Наталья Григорьевна

 

Вскоре пришло письмо от Г. С. Чурак.

Кому: мне

2014-11-23

fedorgalina@gmail.com

18:49

 

Уважаемый Павел,

Ваше письмо мне передала Наталья Григорьевна.

О Г. Г. Мясоедове есть монография не очень обширная со списком его работ, выявленных автором на момент написания книги. В списке значится и интересующая Вас картина под названием «Пристань в Ялте». 1890 Х.М. 65 х 79. Местонахождение картины не указано. Оно на тот момент не было известно составителю. Картина экспонировалась на 18-й ТПХВ и воспроизведена в иллюстрированном каталоге этой Передвижной. У меня нет его под руками. Возможно, она датируется на основании экспонирования на выставке, если на ней нет авторской даты.На изображении видна подпись, но даты, судя по всему не имеется.

 

Литература:

И.Н.Шувалова. Мясоедов.Ленинградское отделение издательства «Искусство». 1971.

 

Мясоедов Григорий Григорьевич. Письма, документы, воспоминания.//Вступ.статья Л.М.Тарасова. М.,1972.

 

Что касается художественных фантазий Г. Г.Мясоедова, то он как крепкий реалист был привержен< к реалиям видимым им. Утверждать, что изображенная беседка его фантазийное изобретение нет оснований. Что касается рисунков в фонде галереи — с этим вопросом мне нужно обратиться к своим коллегам отдела графики. Возможно, я смогу это сделать в понедельник-вторник.

 

С пожеланием успехов,

Галина Сергеевна Чурак

Зав. отделом живописи второй половины XIX-начала ХХ в.

Из писем, в описании стоящей перед исследователем проблемы, видно — что даже сама проблема сформулирована с ошибками. Но таков был на тот момент уровень информированности автора. Постепенно все факты обретут четкость.

Итак, специалист из Третьяковской галереи считает, что Г. Г. Мясоедов — «крепкий реалист», значит нет оснований сомневаться, что такая беседка была. Ответ искусствоведа вообще произвел странное впечатление. В сущности, он не содержит информации, которой нельзя было бы найти в интернет. Даже две книги, которые рекомендованы к прочтению, присутствуют во всех биографических статьях.

В Русский музей (СПб) даже запрос не имело смысла посылать, так как на сайте музея прямо сказано: «К сожалению, у нас нет возможности отвечать на все вопросы, связанные с историей русского искусства. Государственный Русский музей оставляет за собой право решения о целесообразности ответа в каждом конкретном случае». Увы, таково отношение больших музеев к нам — провинциалам. Нашей информацией пользуются охотно, но с нами делиться информацией не хотят.

Пока тянется переписка с музеями, изучаем литературу о жизни и творчестве Г. Г. Мясоедова.

К сожалению, Г. Г. Мясоедов не оставил мемуаров, не вел дневника, его личного фонда документов нет ни в одном отечественном архиве. Исследователям его биографии и творчества пришлось по крохам собирать информацию, чтобы выстроить целостную картину его творческого пути. Художник не хранил полученных писем. Немногочисленные письма, написанные им, распылены между восемью архивами, в личных фондах его корреспондентов. Наконец, те немногие бумаги, что остались после смерти художника, были уничтожены в 1919 г. его сыном, навсегда покидавшим Россию [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 4].

Как известно ялтинским краеведам, жена художника имела недвижимость в Ялте и принимала активное участие в музыкальной жизни города. Но оказалось, что Г. Г. Мясоедов был более тесно связан с Ялтой, чем представлялось ранее.

Первичный фактический материал о пребывании Г. Г. Мясоедова в Ялте получен из монографии И. Н. Шуваловой [Шувалова И. Н., 1971] и сборника документов и материалов к биографии художника [Мясоедов Г. Г., 1972]. Добыть эти книги оказалось непросто, и на первый взгляд казалось, что пользы от них мало.

О картине, которая нас интересует, в монографии И. Н. Шуваловой не сказано ни слова. Автор представил шаблонный для искусствоведения 1970-х гг. образ< художника-гражданина, выразителя народных интересов [Шувалова И. Н., 1971: с. 115], уделяя максимум внимания произведениям, созвучным тогдашней идеологии.

Тем не менее, при более внимательном изучении монографии удалось выявить, что Г. Г. Мясоедов еще в 1860-х, начале 1870-х бывал на Южном берегу и делал пейзажные зарисовки.

 

Мясоедов не был пейзажистом по призванию. И хотя он любил и чувствовал природу, о чем говорят его этюды, но создание полноценных обобщенных художественных образов, пейзажей-картин ему обычно не удавалось.

<…>

Наряду с этюдами Мясоедов создает и пейзажные картины, посвященные преимущественно Крыму. Однако они не только уступают этюдам, но являются в некоторой степени их противоположностью. Почти все они страдают нарочитостью и какой-то внутренней холодностью. Даже более или менее удачные из них не выходят из круга ординарных работ [Шувалова И. Н., 1971: с. 82].

В письме П. А. Брюллову от 10.12.1882 упоминается пейзаж, который атрибутирован публикаторами как “Скалы Гурзуфа”:

 

Теперь я пишу пейзаж, опять море при высоком лунном освещении со скалами на переднем плане [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 95].

Но картина с таким названием написана в 1885 и представлена на выставке в 1886 г. [Шувалова И. Н., 1971: с. 128; Мясоедов Г. Г., 1972: с. 277]. Видимо в письме речь идет о картине “На берегу моря. Гурзуф” [Шувалова И. Н., 1971: с. 107].

Г. Г. Мясоедов и сам признавал, что пейзажи не являются сильной стороной его творчества. В письме А. А. Киселеву от 25.01.1886 он писал:

 

Я пишу четыре пейзажа <…> и кажется, этим делом занимаюсь вплотную последний год. Начинаю уставать отчасти, а отчасти и разочаровывает то впечатление, которое выношу из природы. Передать я не в силах, а работать формы ради (которой блистать мне не дано) неохота. Для бытовых же картин я считаю себя достаточно опытным в пейзаже, и фоны писать могу без стеснения, и вот к этому-то и перейду. Один пейзаж — Карс с темными тучами с просветом солнца многим нравится — есть любители. Сам же я не ахти как доволен: воспоминание делает картине невыгодный репусуар (фон — ПК). Вторая — скалы и море же с прозрачным дном при полуд[енном] солнце характер имеет этюда (возможно — “Скалы Гурзуфа” выставленные на 14 выставке в 1886 г. — ПК). Третья — поля ржи по заходе солнца, начал, думал вызвать то, что дразнило меня в воображении, но до сих пор одна скука, около рта текет, а в рот-то и не попадает, и выходит пшик. Не знаю, что далее будет. Третий (так в оригинале — ПК) — поздние сумерки, закат гаснет, на берег надвинулись тучи, и сеет с гор дождь. Первый план занят кипящим буруном, за скалами сверкает молонья — трррр-пртр и далее . В описании гораздо лучше, чем на холсте, а из всего вышеписанного и следует, что лучше маленький деревянный домик и пр[очее].

А вот Айвазовский, посмотришь, и прав. Красота, красота, красота и палитры и мазка, а все эти потуги собаке под хвост [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 98-99].

С 1900-х осень и зиму Г. Г. Мясоедов почти каждый год проводил в Ялте.

 

В холодные зимние дни в Ялте, когда дул пронизывающий ветер и на море вздымались штормовые волны, нередко где-нибудь у берега или на молу можно было увидеть высокую худощавую фигуру Мясоедова в широкополой шляпе и плаще. Несмотря на стужу, он делал зарисовки или писал этюды [Шувалова И. Н., 1971: 108-109].

В сборнике документов и мемуаров о художнике опубликовано 142 его письма, некоторые из них написаны из Ялты, в некоторых упоминаются поездки в Ялту. К сожалению, интересующая нас картина ни разу не названа, хотя о других картинах, над которыми работал в Ялте Г. Г. Мясоедов, есть упоминания, и даже описания.

“Мы мечтали о Крыме”,— писал он в письме П. А. Брюллову [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 96],— и в 1877 г. его супруга, Е. М. Мясоедова, приобрела часть имения Д. Г. Голицына, где построила дачу [Вилла “Елена”]. Она была расположена очень удачно, на Набережной. Дача была популярна, рекомендовалась путеводителем Головкинского:

 

На набережной меблированные комнаты сдаются на дачах: Мясоедовой (угол Ауткинской) [Головкинский Н., 1894: с. 347].

В одном из писем 1908 г. Г. Г. Мясоедов приводит принятый тогда адрес: “Ялта, Набережная, дача Кривцовой (быв. Мясоедовой)” [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 151].

Из писем художника становится понятно также, что после смерти Е. М. Мясоедовой (1907), владелицей дачи стала Анастасия Ивановна Кривцова (1850-1940) — жена брата Е. М. Мясоедовой — Александра Михайловича [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 151].

 

Как и на большинстве южнобережных дач, в отсутствие хозяев здесь сдавали внаем комнаты для отдыхающих. При даче была мастерская художника, где он работал [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 157], а в сезон там также поселялись отдыхающие, и художнику приходилось подстраиваться под соображения доходности дома [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 150].

Из письма П. А. Брюллову осенью 1899 г. мы узнаем, что художник занимал комнаты на втором этаже дачи:

Сижу в Ялте, у себя наверху и наслаждаюсь тишиной и одиночеством и в природе и в душе, а это очень хорошо и очень хорошо работается [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 138].

Из письма А. А. Киселеву мы узнаем, что именно в Ялте Г. Г. Мясоедов дорабатывал окончательный эскиз картины “Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует Пушкину” [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 144].

В январе 1906 г. он пишет А. А. Киселеву, что написать задуманную картину “Мицкевич…” в Ялте невозможно, а на 34 выставку присылает несколько этюдов, в том числе «Берег Ялты» и «Фонтан в Гурзуфе» [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 145, 293].

В письмах 1908 г. иногда встречаются зарисовки ялтинского быта:

 

Я уже в Ялте, здесь холод, снег на горах, грязь на улицах и пустота, не очень весело [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 150].

Сижу в Ялте, приехал в скверную погоду [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 151].

Сейчас зазвонят, наступает святая пасха <…> в Ялте еще не тепло. Народу много, даже затевают какие-то процессии по улицам, что-то вроде карнавала [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 156].

К сожалению, публикаторы удалили часть текста из писем: подробности ялтинской повседневности им показались излишними.

Исследование биографии художника подарило нам несколько интересных штрихов, но никак не прояснило историю картины “Пристань в Ялте”. Следовательно, будем искать параллели — изображения ялтинской пристани на картинах, рисунках и фотографиях, рассматривать планы Набережной Ялты, читать путеводители, мемуары, путевые записки.

В процессе исследования накопилось множество фактических данных. Некоторые неожиданно вступали в противоречие с новыми фактами, либо совершенно опровергались последующими наблюдениями.

Впрочем, все по порядку. Нет, по порядку не получится: не удастся восстановить последовательность исследовательских событий. Поэтому разделим поток обрушившейся на автора информации на несколько самостоятельных линий.

Рассмотрим упоминания о пристани и беседке на ней в путеводителях и описаниях путешественников.

В многочисленных литературных источниках, описывающих Ялту с 1861 (т.к. с этого года начинается регулярное пребывание императорской семьи в Ливадии и других имениях царской семьи) по 1890 г. (этим годом датирована картина), если и упоминается пристань, редко встречается упоминание беседки на ней, даже если автор описания прибыл в Ялту морем. Удалось найти упоминания о ней только в двух источниках.

 

Полоса земли, занимаемая Южным берегом, представляет ту особенность, что вдоль её нет ни одной совершенно удобной пристани <…> Пристани, или собственно доступные только бухты, по Южному берегу, известные как в древности, так и ныне: Ласпи, между мысами Айя и Сарычем, Ялта, Урзуф, Партенит, Кучук-Ламбат и Алушта, суть только места, возможные для стоянки судов, но открытые ветрам, и потому вовсе не безопасные [Путеводители МВД, 1861: с. 5 (283)].

В городе, между полицейскими лицами, началось движение, беготня, и на берегу у лодочной пристани мы заметили сборище. Ожидали приезда Великого Князя Михаила Николаевича,— о чем было известно по телеграфу; причем велено было приготовить комнаты в гостинице Галахова для великокняжеской свиты. <…> На другой день, 2 августа, мы увидели пристань, украшенную цветами,— что конечно днем было заметнее, а на городских зданиях приготовленные шкалики и плошки [Жуков Н., 1865: с. 60].

Прибывающие в Ялту пароходы всегда встречаются ялтинскою публикою у пристани, которая к этому времени делается сборищем всего местного элегантного общества [Вебер Ф. Д., 1886: с. 196].

Длинная дамба пристани, украшенная на конце павильоном, сплошь покрыта любопытной публикой; одни желают взглянуть на приезжих, другие встретить родных и знакомых [Лаврентьева С. И., 1886: с. 23].

На небольшой ялтинской пристани, куда привозит вас шлюпка (раз вы приезжаете морем), всегда ожидают комиссионеры из гостиниц и больших меблированных комнат. Ручной багаж обыкновенно подхватывают агентские носильщики (хамалы), и так как площадка пристани (собственно беседка) очень тесна, то вы иногда теряете из виду своего носильщика. Но здесь никогда ничего не пропадает [Москвич А., 1889: с. 137].

 Таким образом, изучение травелогов тоже ничего существенного для решения загадки не принесло.

Параллельно велась обширная работа с иконографическим материалом: подходящими по времени видами Ялты на картинах, гравюрах, рисунках и фотографиях.

Приступая к анализу изобразительного материала, автор по-прежнему исходил из тезиса, что Г. Г. Мясоедов допускал вольности с натурой в картинах. Примеров более чем достаточно:

На знаменитой картине “Косцы” сноп и грабли лежат в левой части переднего плана у несжатого края поля — как они туда попали? В реальной крестьянской жизни некому и незачем укладывать их здесь. Сноп должен лежать позади работающих, на сжатой части поля. Иначе при следующем проходе коса вонзится в грабли. Направо от центральной фигуры косца слишком широкий край несжатого хлеба: у косца не хватит замаха срезать его.

На картине «Смотрины невесты» запечатлен один из якобы важнейших моментов в процессе подготовки к бракосочетанию: “обнаженную невесту придирчиво осматривают ее будущие родственники”. Однако у русских крестьян такой обычай не был принят. А “будущие родственницы”, если присмотреться к их кокошникам и узорам тканей — из разных губерний, что в то время было решительно невозможно. Сюжет картины вымышлен полностью, и подчеркнутый эротизм направлен, скорее всего, на коммерческий успех произведения.

Одна из последних картин художника — “Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует Пушкину” — особенно укрепляет скептицизм. Почти в центре заднего плана, в нише, стоит копия “Венеры Милосской”. Здесь явный анахронизм: статуя была обнаружена в 1820 г. и вывезена в Европу в 1821 г., а в копиях начала распространяться в конце 1830-х гг., уже после смерти изображенного на картине А. С. Пушкина. Само же событие, реконструированное на картине, произошло в 1826 г.

Возможно, изучение подготовительных материалов к картине — рисунков, эскизов — внесло бы ясность: нарисована беседка с натуры, или это фантазия художника. Но, кажется, хранящиеся в полтавском имении картины, рисунки, этюды — постигла та же судьба, что и бумаги: сын Г. Г. Мясоедова распродал все оставшиеся картины и этюды разным лицам, и установить их местонахождение не представляется возможным. 118 картин и эскизов демонстрировались на посмертной выставке Г. Г. Мясоедова в Москве в 1913 г., но дальнейшая судьба этих произведений неизвестна [Мясоедов Г. Г., 1972: с. 242]. Следовательно, и этот путь — тупиковый.

Ответим на вопрос: что видим мы, люди 21 века, на этой картине? Если внимательно присмотреться к картине “Пристань в Ялте”, и принять во внимание освещение (тени), возможное расположение художника, рисующего картину, положение лодок на переднем, склона холма Дарсан на заднем планах, зданий в левой части картины (гостиница “Россия”), для современного зрителя становится понятно, что на картине изображена старая ялтинская пристань, а не новопостроенный мол.

Изучение фотографий и открыток, представляющих ялтинскую бухту в разные годы, дает нам следующие результаты. Пристань и беседка на ней хорошо видны на нескольких фотографиях И. Г. Ностица конца 1880-х гг., сделанных для альбома «Их Императорским Величествам» (ноябрь 1886 года), хранящегося в архиве ЦГАКФФД Санкт-Петербурга, шифр П 642. 

На одной из фотографий беседка видна особенно хорошо

Но выглядит она совершенно иначе, чем на картине. В то же время положение ее относительно берега и холма Дарсан на заднем плане и гостиницы “Россия” слева — почти точно совпадают с картиной Г. Г. Мясоедова. Следующее фото показывает нам место, где мог стоять художник.

Нет смысла приводить здесь все пересмотренные материалы конца 1880-х гг., везде, где видна беседка, она выглядит так же.

Казалось бы, ни на одном изображении ялтинской бухты не было именно такой беседки. Но перед глазами навязчиво возникала открытка с видом Александровского сквера. Пусть фото более позднего времени, но очень уж похож павильон в левой части на беседку, написанную Г. Г. Мясоедовым.

Однажды, в очередной раз без всякой надежды на успех пересматривая накопившийся изобразительный материал, взгляд зацепился за часть строения, поднимающегося над ветками дерева. Это был вид ялтинской бухты из путеводителя Головкинского за 1894 г. В путеводитель вклеена литография по фотографии, с видом ялтинской бухты. Мол не виден, он обрезан левым краем изображения. А вот из ветвей в левой части фотографии поднимается что-то знакомое. 

Видны шпиль, шатер, и килевидная закомара. Монтаж двух изображений был предложен для обсуждения в группе “Старая Ялта” [http://qps.ru/VAaIm]. Предположительно — за деревом беседка именно такой архитектуры, какая запечатлена Г. Г. Мясоедовым.

В подтверждение моих предположений Александр Гаврелюк выложил фото с северо-восточной стороны, где беседка видна с большого расстояния, но почти полностью.

А Лидия Жукова указала ресурс, откуда можно скачать фото в высоком разрешении. Сомнений почти не осталось: именно такая беседка на ялтинской пристани была!

При внимательном рассмотрении и после некоторых технических ухищрений было уже ясно: Г. Г. Мясоедов нарисовал беседку на пристани с натуры.

Когда оформилось представление — где и что искать, не составило труда найти фотографию с другой стороны бухты. 

Правда опять очень мелкое изображение, но сходство очевидно. Совместив фрагменты фотографий, можно сделать окончательный вывод: беседка такой архитектуры в Ялте действительно была.

Теперь мы можем дать ответы на поставленные в начале статьи вопросы.

Что касается трех основных вопросов, то ответ на первый вопрос очевиден. Ответ на третий вопрос таков: искусствоведам ничего не известно об истории создания картины “Пристань в Ялте”. Что касается второго вопроса, ответ на него складывается из ответов на более частные.
— беседка стояла на недавно выстроенном молу?
Учитывая датировку картины — 1890 г. — можно предположить, что беседка стояла на молу — в этом году мол уже строили. Однако на заднем плане картины нет церкви Иоанна Златоуста, которая должна была попасть в поле зрения художника. Значит — на картине — не мол.
— беседка стояла на старой пристани?
Мол и причалы на нем строили с 1889 [Москвич А., 1889: с. 175], по другим источникам с 1888 г. [Калинин Н., Земляниченко М., 2002: с. 98] и завершили в 1890 г. [История Ялты]. Значит была другая пристань, и интересующая нас беседка стояла на этой пристани.
— где находилась старая пристань?
Положение теней на картине указывает на то, что солнце слева от зрителя. В левой части картины — здание гостиницы “Россия”, на что обратила внимание Лидия Жукова. На заднем плане — легко узнаваемый склон холма Дарсан. Горы, гостиница и солнце слева указывают на то, что пристань находилась в северо-восточной части бухты, близ агентства русского общества пароходства и торговли. Фотографии И. Г. Ностица подтверждают такую локализацию.
— когда была построена старая пристань?
 Александр Гаврелюк указал на источник, за что выражаем ему признательность, где сказано, что пристань была построена в 1879 г. [Вебер Ф. Д., 1886: с. 24]
— была ли на пристани беседка?
Беседка была, она упоминается в путеводителе и путевых заметках. Также беседка видна на многочисленных фотографиях ялтинской бухты второй половины 80-х годов 19 века.
— была ли беседка именно такой, как ее изобразил Г. Г. Мясоедов?
Найти фотографию беседки крупным планом пока не удалось, но на нескольких фотографиях начала 1890-х видна беседка очень похожая на ту, что нарисована на картине.
— насколько художник был достоверен в деталях?
Вопреки мнению искусствоведов известно, что художников-передвижников более интересовал идейный смысл картины, визуальные впечатления, а не историческая точность в деталях. Такие неточности имеются и на картинах Г. Г. Мясоедова. Что касается беседки на обсуждаемой картине — общий архитектурный облик передан реалистично, есть ли отличия в деталях — без аутентичной фотографии крупным планом установить это не представляется возможным.
— называлась ли беседка царской?
Беседка на молу известна нам под названием “Царская (Императорская) беседка”. Но относится ли это к беседке на старой пристани? Вопрос этот также обсуждался в группе “Старая Ялта”:
Павел Коньков: Уважаемые знатоки ялтинской старины! Насколько вообще оправдано название «Царская беседка» по отношению к беседке на причале? Прочел путеводитель Анны Москвич (1889). Кстати — автор — из Ялты. Так она пишет о беседке на причале как о беседке общего пользования: там высаживались все пассажиры.


Павел Коньков: И что все-таки с термином «Царская беседка»? Устная традиция — одно, а есть ли упоминания в литературе?
Лариса Лысова: Я в литературе не встречала… пока . Бум искать.
Павел Коньков: … Меня интересует беседка на причале, который размещался западнее р. Дерекой, примерно там, где позже был яхт-клуб. Этот причал изображен на картине Мясоедова (см. заставку группы «Старая Ялта»). А вообще вопрос в топике ветки — насколько правилен термин «Царская беседка». Как он употреблялся в устной традиции и в литературе.
В изученной нами литературе (см. список) таких наблюдений не сделано.
— кто и когда впервые упомянул термин “Царская беседка”?
В изученных нами источниках такой термин встречается только в одном из путеводителей — применительно к беседке в окрестностях Ореанды на Царской тропе [Москвич А., 1889: с. 184].
Таким образом, загадка Г. Г. Мясоедова разгадана: художник писал с натуры действительно существовавшую беседку на ялтинской пристани. Благодаря изучению изобразительных материалов, при активном участии членов группы facebook “Старая Ялта”, можно сделать приблизительную локализацию расположения пристани на территории современной Ялты. 

В обсуждении фотографий беседок присутствовал немаловажный для автора фактор: благожелательное соперничество. Каждый участник дискуссии предлагал свои знания и наблюдения, не претендуя на их исключительность, за что и приносим им всем свою благодарность.

Литература

Вебер Ф. Д., 1886
Вебер Ф. Д. Город Ялта с его окрестностями и лечебными средствами:
Климатологический эскиз и путеводитель. — СПб, 1886.

Вилла “Елена”
Вилла “Елена” — роскошный отель в центре нового города // http://qps.ru/GpRzn

Головкинский Н.,
1894

Головкинский Н. Путеводитель по Крыму. — 6-е изд. — Симферополь, 1894. — 552 +
XII с., ил. : 9 л. ил.

Жуков Н., 1865
Жуков Н. Заметки в пути на Южный берег Крыма.- СПб, 1865.- 4+83 с.

Иванова Е., 1889
Иванова Е. Путевые воспоминания о Крыме.- М., 1889.- 42 с.

История Ялты
История Ялты // http://qps.ru/x0FGz

Калинин Н.,
Земляниченко М., 2002

Калинин Н., Земляниченко М. Романовы и Крым: «У всех нас осталась тоска по
Крыму…». — Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. — 320 с. : ил.

Кораблев,
Сиряков, 1855

Крым с Севастополем, Балаклавою и другими его городами.- СПб., 1855.-
2+II+II+192+2 л. : ил.

Лаврентьева С.
И., 1886

Лаврентьева С. И. В Крыму с детьми. — СПб., 1886. — 174 с. : ил.

Ливанов Ф. В., 1875
Ливанов Ф. В. Путеводитель по Крыму с историческим описанием
достопримечательностей Крыма. — М., 1875. — 40 с.

Маршрут, 1870
Маршрут высочайшего путешествия государыни императрицы в Крым 1861 года. —
СПб., 1870. — 20 с.

Москвич А., 1889
Москвич А. Практический путеводитель по Крыму. — 2-е изд. — Ялта, 1889. —
34+280 с.

Мясоедов Г. Г.,
1972

Г. Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания. — М., 1972. — 320 с.

Путеводители МВД,
1861

Путеводители, составленные в центральном статистическом комитете Министерства
внутренних дел. — СПб, 1861. — 366 с.

Шувалова И. Н.,
1971

Шувалова И. Н. Мясоедов. — Л., 1971. — 144 с. : ил.